Механизмы и внутрипасечный транспорт

От механизации трудоемких работ по уходу за пчелами во многом зависит производительность труда пчеловодов. Особое внимание при этом привлекает применение механизмов, облегчающих осмотр пчелиных семей. Кроме того, с увеличением количества пчелиных семей, обслуживаемых одним пчеловодом, особенно при размещении их на нескольких точках, требуется все больше специальных средств передвижения (механизированного транспорта) и погрузочных устройств. К сожалению, заводы пчеловодного инвентаря пока еще не наладили массового производства специального оборудования для этих целей. Тем не менее в стране ведется большая работа по совершенствованию используемых на ряде пасек опытных образцов механизмов и созданию машин новых конструкций. Некоторые из них в настоящее время разработаны и рекомендованы для серийного производства.

Следует отметить, что опыт многих пчеловодов свидетельствует о возможности изготовлять простейшие приспособления и механизмы для работы с пчелами непосредственно в хозяйствах. Ниже приводится описание механизмов и транспортных средств, нашедших наиболее широкое применение на пасеках в нашей стране и за рубежом.

Приспособления и механизмы, используемые при осмотре пчел

В работе с двухкорпусными ульями и лежаками пчеловоды редко применяют какие-либо приспособления, а тем более механизмы. Используемые же кое-где на пасеках устройства крайне примитивны и малоэффективны. Из существующих приспособлений такого типа для удобства работы с двухкорпусными ульями заслуживает устройство, изображенное на рисунке.

Приспособление для работы с двухкорпусными ульями (Н—высота корпуса плюс высота подставки)

Существенные трудности возникают и при создании механизмов для осмотра многокорпусных ульев. Это объясняется тем, что отдельные корпуса, с которыми пчеловоду приходится работать, весят сравнительно немного, как правило, 15—30 кг. Кроме того, в большинстве случаев и при многокорпусном содержании пчелиных семей их осмотр осуществляется двумя пчеловодами. Из-за указанных причин трудно создать устройство, которое имело бы полное преимущество перед обычным ручным осмотром. Тем не менее научно-исследовательским институтом пчеловодства разработаны и прошли испытания некоторые устройства для работы с многокорпусными ульями, доступные для изготовления непосредственно в хозяйствах.

Механизм, использующий принцип опрокидывания улья в горизонтальное положение. Состоит из рамы, захватывающего устройства и двух опор. Опоры, расположенные вблизи захватывающего устройства, выполнены таким образом, что при опрокидывании улья из четырех корпусов (в пределах поворота его на 22—69°) вертикаль, проведенная через центр тяжести улья, не выходит из площади опоры. Благодаря этому пчеловоду во время опрокидывания улья приходится прикладывать только незначительное усилие, направленное на преодоление силы трения опоры устройства о поверхность почвы. Чтобы облегчить передвижение корпусов по раме, на ней укреплены ролики, по которым корпуса перекатываются во время их осмотра и взаимных перестановок. Механизм, использующий принцип перелома осматриваемого улья в стыке корпусов.

Механизм, использующий принцип опрокидывания ульев 1 —рама; 2 —ролики; « — захватывающее устройство; 4 и 5 —опоры.

Основой его служат две стойки, по всей длине которых перемещается ползун. С ним соединена рама, поворачивающаяся относительно ползуна и имеющая захватывающее устройство и подвижную стойку. Рама фиксируется на основных и подвижной стойках с помощью винтов в любом их месте. Чтобы с помощью данного устройства осмотреть какой-либо корпус улья, необходимо, предварительно ослабив винты, передвинуть ползун с рамой до такого положения, когда ось остановится на уровне стыка корпусов, один из которых необходимо осмотреть. Затем с помощью винтов фиксируют положение рамы на стойках, захватывающее приспособление укрепляют на верхнем корпусе (относительно стыка разъединяемых корпусов) и регулируют высоту подвижной стойки по высоте основных. После выполнения всех подготовительных операций улей переламывают. Переломленную часть улья наклоняют до соприкосновения подвижной стойки с опорной поверхностью. По окончании осмотра корпуса переломленную часть улья возвращают в исходное положение, вышестоящий корпус освобождают от захватывающего приспособления, а затем устройство подготавливают для осмотра следующего корпуса.

Механизм, использующий принцип перелома улья:
1— стойки; 2 —ползун; 3 —рама; 4 — ось рамы; 5 —захватывающее устройство; 6 —третья стойка; 7 и 8 — винты.

В районах с обильным медосбором и многокорпусной системой содержания пчелиных семей, где, без сомнения, целесообразнее вести работу целыми корпусами, устройство, опрокидывающее улей в горизонтальное положение, может оказаться очень эффективным. В горизонтальном положении сравнительно легко удалить или добавить один или несколько корпусов в любом месте улья, а также переставить корпуса в необходимой последовательности.

Тележка-подъемник конструкции ИИИП:

1— рама; 2—колеса от мотоцикла; 3—-колеса меньшего диаметра; 4 — консоль; 5 —передвигающаяся по раме каретка; 6—захватывающее устройство; 7 — ручная лебедка; 8 —ручки.

Использование данного механизма на пасеках ослож-няется тем, что в подавляющем большинстве случаев многокорпусные ульи на пасеках ставят на различные подставки. Данный же механизм рассчитан на опрокидывание ульев, установленных непосредственно на земле или на подставках строго определенной небольшой высоты.

Тележка-подъемник конструкции НИИП. Вертикальная рама тележки опирается на два несущих мотоциклетных колеса, а в рабочем положении — еще на два вспомогательных малого диаметра, соединенных с рамой при помощи консолей. Между вспомогательными колесами оставлено свободное пространство для возможности подъезда к ульям, установленным на любых подставках и даже непосредственно на земле. По раме на восьми подшипниках качения свободно (при помощи троса и ручной лебедки) передвигается каретка с навешенным на нее захватывающим устройством. К раме приварены две ручки для перемещения тележки. К подъемнику ее прилагаются захватывающие устройства для осмотра многокорпусных и двухкорпусных ульев, для перевозки ульев по территории пасеки и погрузки их в зимовник. Они могут быть навешены на тележку в течение нескольких минут.

Лебедка тележки-подъемника снабжена безопасной рукояткой. Подъем или опускание груза весом до 100 кг осуществляется только при принудительном вращении рукоятки; наибольшая высота подъема 1,98 м. Самопроизвольное опускание поднятого груза исключается. Высота тележки-подъемника 2300 мм, длина 930 мм, ширина 930 мм. Весит тележка 53 кг.

Один пчеловод, используя тележку-подъемник, может выполнять следующие операции: 1) осматривать пчелиные семьи в многокорпусных и двухкорпусных ульях, включая перестановку корпусов, их изъятие или добавление; 2) перевозить ульи по территории пасеки; 3) грузить ульи в кузов автомобиля или на стеллажи зимовника; 4) выполнять побочные погрузочно-разгрузочные операции, включая погрузку и разгрузку тары с медом. При использовании тележки-подъемиика в качестве внутрипасечного транспорта подъемное устройство снимают, раму переводят в горизонтальное положение и на тележку ставят рабочий ящик или платформу. Применение подъемника дает выигрыш в силе, но увеличивает общее время осмотра пчелиных семей по сравнению с осмотром их вручную двумя пчеловодами.

Использование описанного выше механизма на осмотре ульев особенно аффективно при значительном количестве корпусов, так как при осмотре нижнего тележка-подъемник позволяет поднять все вышестоящие корпуса сразу, а следовательно, значительно сократить время выполнения этих операций.

Съемник корпусов конструкции И. П. Евдокименко. Посредством такого устройства один человек может свободно брать корпуса многокорпусного улья, поднимать их на необходимую высоту, разворачивать до 180° и оставлять в нижнем полонянин или ставить на свое место. Устройство состоит из Н-образного основания, на котором укреплена трубчатая стойка с надетой на нее стальной муфтой, свободно перемещающейся вдоль стойки и поворачивающейся вокруг нее. К муфте приварена косынка, а к ней — трубчатая вилка, предназначенная для захвата корпусов. Концы вилки снабжены винтовыми зажимами с упорными пластинами, с помощью которых корпус улья удерживается при его подъеме. Муфта снабжена также механизмом для наматывания троса с фиксатором, позволяющим удерживать барабан с тросом в любом положении после прекращения вращения рукоятки. На верхнем конце стойки укреплен блок, через который проходит стальной трос; один конец последнего прикреплен к муфте, а другой — намотан на барабан. Концы стержней основания, обращенные к улью, снабжены утолщениями, исключающими перекос устройства во время съема корпусов. Основание устойчиво и разбирается при транспортировке.

Съемник корпусов конструкции И. П. Евдокименко: 1— Н-образное основание; 2— трубчатая стойка; 3 — муфта; 4— механизм для наматывания троса; 5 — вилка; в —блок; 7— трос; 8 — винтовые зажимы вилки.

Для подъема корпуса съемник устанавливают с правой стороны улья (по отношению передней стенки) и вилку доводят до уровня раковин в стенках того корпуса, который нужно снять. Затем винтовыми зажимами вилку укрепляют на корпусе и Вращением рукоятки поднимают его на необходимую высоту, отделив предварительно стамеской этот корпус от нижнего. Если необходимо осмотреть гнездо пчел, поднятый корпус разворачивают на 180°. Опускают поднятый корпус на место в обратной последовательности: сначала поворачивают его но часовой стрелке до совпадения с нижним корпусом, затем вращением рукоятки против часовой стрелки опускают корпус, предварительно оттянув фиксатор подъемного механизма.

Применение описанного съемника осложняется в условиях неровной поверхности пасечного участка.

Из механизмов, используемых для этих целей за рубежом, вызывает интерес подъемник и перевозчик ульев Л. Ч. Холла (Англия).

Английская тележка подъемник с электродвигателем

Он представляет собой автоматически действующее устройство, позволяющее поднимать улей или его корпуса на определенную высоту и перевозить их на желаемое расстояние. После того как с подъемного устройства будут снят улей или корпус, щелчком выключателя подъемные кронштейны опускаются вниз и останавливаются, готовые для подъема других ульев. В настоящее время в Англии производятся несколько видов таких тележек, электродвигатели которых питаются энергией от аккумулятора, батарей или электросети. Колеса тележек снабжены твердыми резиновыми шинами.

Погрузочные средства

Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ при перевозке пчел автомашины можно подавать в углубление, вырытое на территории пасеки, или же использовать для погрузки наклонные слеги и деревянные щиты, одним концом опирающиеся на землю, а другим — на платформу автомашины при открытом заднем борте. Более удобна для этого простейшая тележка е наклонной плоскостью. Передвигается тележка по рельсам из уголкового железа, укрепленным на платформе. Упомянутое приспособление значительно облегчает работу пчеловодов по погрузке тяжелых ульев на автомашины.

Тележка с наклонной плоскостью, двигающаяся по рельсам (размеры в мм):

1 —тяга; 2—платформа с рельсами; з—тележка; 4 —кузов автомашины; 5 — упор.

Однако при таких способах погрузки ульи приходится подносить к автомашине и затем расстанавливать их в кузове вручную.

При погрузке ульев в автомашины в качестве подъемника может быть использована передвижная тележка с талью, приводимой в действие руками. Передвижная тележка на роликах движется по двум металлическим трубам (рельсам) диаметром 25 мм, расположенным на опорах вдоль кузова машины на высоте 3—3,3 м. Трубы выступают примерно на 1 м за задний обрез кузова, что позволяет поднимать с помощью тали ульи, поднесенные или подвезенные к автомашине.

Передвижная тележка с талью, установленные на автомашине

Подвесная пасечная дорога. Д. М. Ященко предлагает простой способ транспортировки ульев на пасеке при выставке пчел из зимовника и установке их на зиму. Около входа в зимовник или над люком укрепляют металлический трос диаметром 15 мм, концы которого прикреплены к столбикам, врытым в землю. По тросу на блоке движется тележка с талью, используемая также и при погрузке пчел на автомашину. Ряды ульев при этом располагают радиально. С помощью этого простого приспособления один человек может свободно перемещать ульи по территории пасеки.

Ульепогрузчики

Для погрузки ульев с пчелами на автомашины и их разгрузки созданы погрузчики (подъемники) различных конструкций. Наиболее распространены подъемники стреловой конструкции, отличающиеся повышенной маневренностью при подъеме улья с земли, его доставке к машине и установке в кузове. Так как на крупных пасеках ульи перевозят обычно сразу на нескольких автомашинах, а оборудовать каждую из них погрузчиком нецелесообразно, то снабжают одну из автомашин съемным погрузчиком. Такой погрузчик обслуживает все автомашины, участвующие в перевозке пчел. Погрузчик подобного типа конструкции НИИП (инженер Г. С. Бочкарев) легко и быстро монтируется (демонтируется) на автомашину.

Навесной съемный погрузчик конструкции НИИП:
I— стрела-ферма; 2 —тележка, передвигающаяся но стреле; з— стойка; 4 — лебедка; 5 — опора.

Поворотный кран погрузчика состоит из металлической стрелки-фермы; тележки, передвигающейся вдоль стрелы; стойки, поворачивающейся вместе со стрелой; лебедки, закрепленной на стойке; опоры, несущей весь погрузчик. Навешенный сзади кузова автомашины кран позволяет грузить ульи не только на нее, но и на другие машины, находящиеся слева или справа от боковых бортов. Погрузчик возвышается на 380 см и выступает на 1,5 м за задний борт автомашины. Рассчитан он на подъем с кольев или подставок ульев весом до 140 кг, на составление их в кузове автомашины ярусами высотой до 2 м. Вылет стрелы достигает 380 см, высота ее — 300 см. Совместимая нагрузка па конце стрелы может быть доведена до 235 кг. На время пути стрела опускается на ульи и притягивается с помощью лебедки. Весит погрузчик около 100 кг. Для его изготовления могут быть использованы трубы, уголковое железо, полосовая и круглая сталь.

Как уже отмечалось, подъем ульев осуществляется лебедкой, причем на ее рукоятке прилагается в 20 раз меньшее усилие (по отношению к весу улья). Управляют подъемом или опусканием груза с земли.

При работе на кране трех человек полностью устраняется тяжелый физический труд. Затраты труда снижаются в 2 раза.

Пчеловод колхоза «Звезда» Бутурлиновского района Воронежской области М. А. Нестеренко для облегчения погрузки, разгрузки и перевозки ульев на пасеке смонтировал специальный погрузочно-разгрузочный механизм на самодельной люльке мотороллера. Это значительно облегчило труд и сделало ненужным привлечение дополнительной рабочей силы.

Погрузчик ульев на тракторе ДТ-20 сконструирован Н. Г. Суриным (совхоз «Шпикуловский» Жер-деевского района Тамбовской области). Состоит он из жесткой рамы п закрепленной на ней стойки из 2-дюймовой трубы высотой 3 м. По стреле погрузчика, изготовленной из таврового профиля, передвигается телеяжа с крюком. Улей поднимается и опускается тросом, который наматывается на барабан, вращающийся от вала отбора мощности двигателя трактора. Поворот стрелы и передвижение тележки по стреле осуществляются вручную. Погрузчиком можно грузить ульи с пчелами в тракторный прицеп и на автомашину. Механизм подъема снабяген храповым тормозом. Поворотом стрелы можно установить улей в любом месте платформы. Грузоподъемность устройства 200 кг.

Следует отметить, что применение погрузчиков с ручным приводом влечет за собой значительные простои машин при погрузке и разгрузке ульев. Поэтому более выгодным в пчеловодческих хозяйствах для этих целей следует считать применение полностью механизированных погрузчиков.

Автопогрузчики

Для погрузки и разгрузки ульев с пчелами и их перевозки при кочевках в крупных пчеловодческих хозяйствах целесообразно применять автопогрузчики Львовского завода. Завод выпускает краны с гидравлическим приводом нескольких модификаций для установки их на раме между кабиной и кузовом грузовой машины. Краны оснащены крюком и различными захватывающими приспособлениями (захваты для бочек, ящиков, бревен и грейдер для сыпучих грузов). После погрузки или разгрузки ульев из кузова этой же машины кран помещают между кузовом и кабиной, причем он не выходит за пределы ширины машины.

Внутрипасечный транспорт

Для перемещения на пасеках ульев, их частей, инвентаря и материалов применяются ручные тележки различной конструкции.

Пасечные тележки

А —конструкции НИИП; Б —американского образца.

На пасеках до 100—150 семей, расположенных на одном точке, такие тележки значительно облегчают труд пчеловода. Как правило, пасечные те-леижи рассчитаны на перевозку и о бездорожью грузов весом до 100—120 кг. Для подобных условий на пасечные тележки необходимо ставить колеса мотоциклетного типа, так как велосипедные при длительной эксплуатации не выдерживают такой нагрузки и разрушаются.

Удобная ручная двухколесная тележка, приспособленная для перевозки ульев-лежаков и другого пасечного оборудования, рекомендована Украинской республиканской конторой пчеловодства. К оси тележки приварена трубчатая рама, к которой шарнирно прикреплена откидная, опорная ножка, фиксирующая тележку в горизонтальном положении. Один край улья в тележке опирается на ось, а другой — подвешивается с помощью веревочной петли, закрепленной на раме тележки. Аналогичную по устройству тележку с некоторыми конструктивными изменениями применяет у себя на пасеке Д. М. Ященко.

В институте пчеловодства для перевозки пасечных грузов используется тележка на мотоциклетных колесах с платформой. Основу тележки составляет трубчатая рама, в задней части, в которой находится третье (малое) самоустанавливающееся колесо с массивной шиной.

Пасечная тележка конструкции И. П. Евдокименко:
1 — вилкообразная рама; 2 — механизм для подъема ульев с подставок (кольев); 3 — ведущая скоба; 4 — подножка; 5 — блоки; 6 — кронштейны берущего устройства, 7 —блоки 8 — колесо; 9 — прижимы; 10 — рукоятка подъемного механизма.

Пасечная тележка с гибким бесконсольным берущим устройством конструкции И. П.Евдокименко. Тележка оборудована также подъемным механизмом, приспособлена для взятия с места стоянки лежаков и ульев другой конструкции, подъема их на некоторую высоту, обеспечивающую беспрепятственную транспортировку по пасеке, для перевозки и установки ульев на новое место. Обслуживается одним человеком. В комплект этой тележки входит грузовая платформа, которая может быть легко и быстро установлена на раму. На грузовую платформу ставят ящик для перевозки ульевых рамок (при расширении гнезд, а также при медосборе) или 85-литровый бак, предназначенный для развозки сиропа при подкормке пчел, а также для доставки воды.

Грузовые мотороллеры МГ-150 «Вятка» и ТГ-200 «Тула». На одном из таких мотороллеров можно перевозить от двух до четырех ульев с пчелами, 12—16 корпусов или 100—150 рамок в нескольких рабочих ящиках как по пасеке, так и между пасеками. Проходимость мотороллера по проселочным дорогам в поле и даже в лесу вполне удовлетворительная. Скорость движения грузового мотороллера на первой передаче равна 7—10 км в час, а максимальная — 35—45 км в час. Это дает возможность пчеловоду оперативно обслуживать пасеку в 200 300 пчелиных семей, находящихся на трех — пяти отдельных точках, отстоящих друг от друга на 2—5 км. Для лучшего использования площади кузова применительно к нуждам пчеловодства кузов мотороллера требует некоторого переоборудования.

хема устройства для раздачи подкормки пчелам, установленное на мотороллере «Вятка» МГ-150:

1 — емкость для сиропа; 2 —насос; 3 — шланг; 4 — раздаточный кран; 5 —фильтр; в — кузов мотороллера.

Мотороллер значительно облегчает труд пчеловода и в 2—3 раза ускоряет перевозку тяжелых и габаритных грузов.

Институтом пчеловодства (А. И. Касьянов) на базе мотороллера был создан (и испытан) агрегат для ускоренной подкормки пчелиных семей сахарным сиропом. Для этого в кузов мотороллера установлена емкость, вмещающая 150—200 л сиропа. С помощью насоса, приводимого в действие от вала отбора мощности, сироп поступает по гибкому шлангу в ульевые кормушки. Шланг оканчивается раздаточным краном. Скорость раздачи подкормки с помощью такого приспособления увеличивается в 2—3 раза.